Скоро банки будут возвращать на карты деньги, списанные мошенниками

haseСкоро банки будут обязаны возвращать средства на карточный счет, списанные мошенниками до блокировки карты. Однако в обмен на это пострадавший клиент должен будет взять на себя часть потери, которая будет составлять 10 % от украденной суммы, но не более 13 тыс. руб.

С ростом количества «пластика» увеличивается и число мошеннических операций с ним. При этом ситуация осложняется тремя обстоятельствами. Во-первых, держатели карт проявляют безграмотность при их использовании. В частности, не считают нужным прислушиваться к рекомендациям банков по обеспечению элементарных условий безопасности. Во-вторых, в условиях высокого уровня недоверия друг к другу банки с неохотой идут не только на создание объединенных процессинговых центров, но и на обмен опытом. В-третьих, приобретение соответствующих программных приложений и создание подразделений, обеспечивающих их эффективную работу, требует значительных вложений средств, которые многие банки считают неоправданными.

Финансовые власти готовят закон «О национальной платежной системе» (планируется, что законопроект «О национальной платежной системе» будет внесен в Госдуму в ноябре и принят до конца года). Вместе с законом готовятся и поправки в ст. 856 Гражданского кодекса. По ним держатель пластиковой карты, если с нее снимут деньги мошенники, несет убытки в размере до 10% от суммы на счете карты (но не более трех минимальных размеров оплаты труда — 12,9 тыс. руб.). В обмен на этот «штраф» на карту вернут остаток снятых средств. Конечно, банк должен убедиться, что клиент действительно пострадал от злоумышленников, зато клиентам после поправок в ГК уже не придется доказывать свою невиновность.

За рубежом действуют схожие правила: в США держатель карты берет на себя убытки при мошеннических операциях на сумму от 50 до 500 долл., в Евросоюзе — 150 евро. В России же до звонка клиента в банк и заявления о блокировке карты ответственность за все операции по ней лежит на клиенте. Вина за потерю кредитки или ПИН-кода лежит на ее владельце, что особо оговаривается в договорах.

В правительстве готовы поддержать поправки в пользу держателей банковских карт. «Подобные нормы отвечают европейскому законодательству, — поясняет источник, близкий к Минфину. — Государство хочет защитить владельцев карт от потери средств с карточных счетов до того, как они уведомили банк о списании средств мошенниками».

Банкиров такие поправки не очень обрадовали, т.к. вряд ли подобные правила будут стимулировать клиентов бережно относиться к ПИН-кодам и механизмам доступа к пластиковой карте. Директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых задается вопросом, за какой период на владельца карты накладываются риски по возмещению убытков: за день, за месяц или за год, за одну операцию по карте или за десять.

По мнению зампреда правления банка «Авангард» Валерия Торхова, обязанность банка доказывать вину владельца пластиковой карты может привести только к росту мошеннических операций. «Сколько угодно можно придумать жизненных ситуаций, при которых клиент будет утверждать, что вина не его, что это мошенники воспользовались средствами с его карты», — говорит Валерий Торхов. Тем более что банк не в состоянии определить, кто и как пользуется платежным средством.

Но не стоит обольщаться держателям карт. Т.к. если поправки в закон вступят в силу,то банки будут компенсировать потери за счет повышения тарифов на выпуск и обслуживание кредиток. «Банки станут страховать риски потерь в страховых компаниях. При этом стоимость обслуживания пластиковых карт скорее всего вырастет. Дополнительные расходы, как правило, перекладываются на клиентов», — говорит директор департамента розничного бизнеса банка ВТБ 24 Георгий Горшков.

Рубрики
© 2017    www.kreditnews.ru - копирование материалов запрещено.    //    Войти   //    Вверх